Коворкинг, как «офис будущего»

В последнее время термин «коворкинг» прочно закрепился в словаре городских жителей. Концептуально новая модель совместной работы вне традиционных офисов и бизнес-центров с каждым годом привлекает все больше специалистов из абсолютно разных профессиональных сфер.

Попробуем разобраться, в чем причина такой популярности.

Иллюстрация: Stephen Cheetham

Явление коворкинга (от английского co-working — совместная работа) возникло в мире относительно недавно. Первым таким «пространством для совместной работы» считается коворкинг в Сан-Франциско, открытый программистом Брэдом Ньюбергом в 2005 году. В офисе нового типа было все необходимое — и рабочие столы, и беспроводная связь, и возможности для отдыха. Вскоре волна коворкингов охватила Северную Америку, стремительно перенеслась в Европу и докатилась до азиатских мегаполисов.

Сегодня о коворкингах снимают фильмы и пишут книги, этот феномен всерьез обсуждается на уровне крупных корпораций: так, совсем недавно в Петербурге Сбербанк открыл коворкинг-зону для молодежи, и это не единичный пример.

Но в первую очередь коворкинги — это рай для удаленных работников, фрилансеров. Казалось бы, что мешает работать дома в популярном не первое десятилетие формате home office? Однако, как показывают некоторые исследования и опросы, работа фрилансера на дому перестает быть эффективной, если темперамент человека требует общения, продуктивного взаимодействия с коллегами, рабочей атмосферы.

Офисы-коворкинги предоставляют своим посетителям гибкий индивидуальный график, необходимую оргтехнику, кухню, удобное географическое расположение (в историческом центре, в парке или по соседству с домом на окраине). А самое главное — это возможность совместно решать задачи в менее формальной по сравнению со стандартным офисом обстановке.

Коворкинг Kwerk в центре Парижа, вид с террасы 4 этажа. Дизайн Albert Angel, Lawrence Knights

«Рабочая станция» в Парке Горького, Москва

Очень часто коворкинги представляют собой «клубы по интересам», в которых собирается целевая аудитория: это могут быть пространства с фокусом на новых технологиях (например, для разработчиков программного обеспечения), креативные офисы для дизайнеров или иллюстраторов и так далее. Естественно, никаких ограничений по формату, концепции и дизайну здесь быть не может.

В больших городах коворкинги располагаются в самых необычных местах — на заводах и фабриках, трансформированных в модные лофты, на территории знаковых архитектурных достопримечательностей, в автофургонах и даже в церквях.

Передвижной коворкинг в автоприцепе, Берлин. Проект Der Stadt: symbiont, дизайн Guerilla Architects

Все эти пространства объединяет идея совместного труда и коммуникации: коворкинги обеспечивают комфортную рабочую атмосферу (освещение, связь, удобные стулья и столы, при необходимости — перегородки или ширмы для защиты от шума), место для дискуссий (например, большой стол для проведения «мозговых штурмов»), зону отдыха (диваны с мягкими подушками, лежанки, душевые кабинки, кухня или кофейня).

Коворкинг в Пекине, дизайн MAT Office

Кроме того, здесь можно легко завести новых знакомых, а для начинающих предпринимателей — найти партнера по бизнесу. В целом, феномен коворкинга идеально вписывается в тренд sharing economy (экономика совместного потребления), основанном на коллективном использовании товаров и услуг и разрушающем привычные представления о собственности.

Во второй половине прошлого года компания Haworth, известный производитель экологичной офисной мебели, опубликовала доклад, анализирующий неисчерпаемый потенциал коворкингов. Главный тезис гласит так: коворкинг — это не просто пространство для фрилансеров и стартапов, ведь крупные компании уже начали понимать и изучать возможности, которые коворкинг открывает для развития бизнеса и внедрения инноваций.

По данным Haworth, уже в 2012 году шесть процентов пользователей коворкинг-зон были сотрудниками крупных фирм. А сейчас это количество растет, потому что компании сами стремятся разнообразить жизнь своих сотрудников, используя коворкинг как баланс между офисной рутиной и свободной занятостью. Этот же процесс наблюдается и в России. В одном интервью Михаил Комаров, основатель нескольких московских коворкингов проекта «Рабочая станция», утверждает: «Изменилась философия наших клиентов, потому что раньше к нам приходили фрилансеры, а сейчас это предприниматели и небольшие команды, которые осознанно отказались от стандартных офисов«.

Впрочем, кем бы ни были посетители и резиденты коворкингов — свободными художниками или менеджерами среднего звена, — это явление заслуживает внимания и изучения.

Пространство Central Working в западной части Лондона

И нет сомнений, что новый формат взаимодействия людей в городской среде рано или поздно изменит саму эту среду, приспособив ее для собственного устойчивого развития. При этом трансформируется и городское пространство в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector